проверка смет - составление смет, экспертиза смет, проектно сметная документация

Нужно быстро проверить или составить смету в Астрахани? Подробнее....


ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ

технико-экономические обоснования

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОГО ДЕЛА

Несмотря на то, что технико-экономические обоснования - основной предпроектный документ, уточняющий и дополняющий схемы развития и размещения отраслей промышленности, за последние годы снизилось значение этого документа, на стадии разработки которого рассматриваются и решаются вопросы большой народнохозяйственной важности.

Номенклатура объектов, на которые в обязательном порядке должны были разрабатываться ТЭО, значительно сокращена. В ряде случаев по крупным и важным стройкам министерства и ведомства начинали подготовительные работы задолго до утверждения технических проектов, без технико-экономических обоснований (ТЭО). Все это привело к недооценке важности ТЭО, сокращению их объема и содержания вопросов, которые во всех случаях должны были в них рассматриваться.

В проектах многих важных и крупных строек не всегда удачно избирались районы строительства и обосновывались технико-экономические показатели (мощность, себестоимость затрат и эффективность производства, производительность труда, численность работающих, сроки окупаемости, удельные капитальные вложения в др.). Недостаточно прорабатывались варианты основных технологических и технических решений, не в полном объеме учитывались работы по освоению территории, сметная стоимость строительства определялась ориентировочно.

В результате намечаемые размеры капитальных вложений, их эффективность, сроки окончания строительства оказывались недостоверными и требовались дополнительные ресурсы для ввода в действие одних и тех же производственных мощностей. Например, из-за недостаточно глубокой проработки ТЭО экспертиза Госстроя СССР отклонила и направила на доработку в 1971-1973 гг. около 40% общего количества рассмотренных ТЭО, а в 1974 г. - 53%. Экспертные органы министерств и ведомств СССР возвратили в 1974 г. на доработку после экспертизы 45,5% рассмотренных ТЭО.

В некоторых случаях по стройкам, по которым были начаты, в порядке исключения, подготовительные работы без утвержденных технических (технорабочих) проектов и при отсутствии ТЭО в последующие несколько лет, комплексная проектно-сметная документация так и не была разработана. Работы подготовительного периода затягивались на несколько лет без включения таких строек в народнохозяйственные планы.

В других случаях выполненные подготовительные работы оказывались бросовыми, так как дальнейшие разработки ТЭО показывали нецелесообразность строительства предприятия в предварительно выбранном месте.

Например, из 77 строек, финансируемых Стройбанком, по которым выполнялись в 1972 г. по согласованию с Госпланом СССР подготовительные работы, только 44 были включены в план 1973 г. и 12 - в плат 1974 г.;
21 стройка оказалась вне планов. Из 159 строек, которые финансировались в 1973 г. по подготовительным работам, только 104 попали в народнохозяйственный план на 1974 г., 40 - в план 1975 г., а по 10 стройкам еще и в 1975 г., то есть третий год, осуществлялись подготовительные работы;
5 строек оказались вне плана.

Из 204 строек 1974 г. в план 1975 г. попало 168 строек, а по 36 еще и в 1975 г. продолжались подготовительные работы. Таким образом, по ряду строек подготовительные работы согласовывались и продолжались по два-три года и строительство основных объектов фактически выполнялось без утвержденной проектно-сметной документации. Так, по чугунолитейному заводу в г. Ярцево Шнавтопрома Госпланом СССР был согласован к выполнению в 1972 г. объем подготовительных работ в сумме 2,5 млн. руб. и в 1973 г. - 10,0 млн. руб.; по заводу автосамосвалов в г. Нефтекамске Шнавтопрома - соответственно 0,5 млн. руб. и 2,4 млн. руб.; по заводу автоприборов в г. Октябрьском того же министерства - 1,8 млн. руб. и 3,5 млн. руб. и т. д.

По стройкам, намечаемым строительством в порядке первоначального выполнения подготовительных работ без утвержденных проектов, стоимость строительства определяется как расчетная, а после утверждения проектов, как правило, значительно увеличивается. Например, из финансировавшихся в 1974 г. в таком порядке 204 строек до конца 1974 г. была утверждена проектно-сметная документация по 98 стройкам со сметной стоимостью 4593,5 млн. руб. против 3788,9 млн. руб., показанной как «расчетная» при начале подготовительных работ, т.е. с ростом на 804,4 млн. руб., или на 21%.

Утвержденные в 1970 г. Госпланом СССР по согласованию с Госстроем СССР и действовавшие до 197 6 г. указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) проектирования и строительства крупных и сложных предприятий и сооружений не предусматривали необходимости определения конкретной строительной площадки, а также стоимости строительства (его лимита для планирования капитальных вложений).

Поэтому при формировании пятилетних планов капитального строительства применялись ориентировочные расчеты и по ряду строек предлагались технико-экономические показатели с низкими удельными капитальными вложениями. Фактически при утверждении проектно-сметной документации и в процессе производства работ стоимость строительства оказывалась заниженной.

Так, по данным Госстроя СССР, только по 300 промышленным предприятиям 17 министерств, строящимся в 1973 г., из 8 млрд. руб. дополнительных капитальных вложений, необходимых только на девятую пятилетку, 7 млрд. руб. (почти 90%) составляет разница между предварительной стоимостью строительства, определенной министерствами и ведомствами расчетно при составлении пятилетнего плана, и сметной стоимостью, установленной при разработке проектов и смет.




© 2010-2020 ekspertiza-smet.ru. Копирование материала без письменного разрешения администрации сайта запрещено.

Privacy Policy