проверка смет - составление смет, экспертиза смет, проектно сметная документация

Нужно быстро проверить или составить смету в Астрахани? Подробнее....


Виды переходов через водотоки

переходы через водотоки

Автомобильные и железные дороги пересекают многочисленные реки, ручьи, периодические водотоки и водохранилища ГЭС.

Для преодоления каждого водного препятствия строят систему сооружений, называемую переходом водотока. В состав перехода через водоток входят:

  • искусственное сооружение, служащее для пересечения собственного водотока;
  • подходы к искусственному,сооружению, устраиваемые обычно в виде земляных насыпей, откосы которых постоянно или периодически омываются водой;
  • регуляционные и защитные сооружения, предназначенные для предохранения искусственного сооружения и подходов к нему от возможных повреждений водным потоком.

Искусственные сооружения и подходы к нему являются основными транспортными сооружениями перехода через водоток. Регуляционные и защитные сооружения обычно называют вспомогательными, так как непосредственно по ним движение автомобилей или поездов не происходит. Однако в подавляющем большинстве случаев без устройства вспомогательных сооружений невозможно обеспечить сохранность и нормальную работу основных сооружений перехода. Кроме того, в некоторых сложных условиях пересечения водотоков стоимость регуляционных и защитных сооружений очень высока, а иногда превышает половину стоимости всего перехода в целом. Поэтому, несмотря на вспомогательные функции регуляционных и защитных сооружений, их нельзя считать второстепенными. Необходимо одинаково серьёзно относиться к проектированию, строительству и эксплуатации всех сооружений.

Переходы через водотоки классифицируют по типам искусственных сооружений. Для пересечения водотока могут быть построены:

мост - сооружение, проводящее дорогу над водным препятствием;

тоннель - сооружение, проводящее дорогу под водным препятствием;

фильтрующая дамба - сооружение, пропускающее воду через пористую кладку;

паром - подвижное устройство, перевозящее автомобили и вагоны через водное препятствие.

Наибольшее распространение получили переходы, где в качестве искусственных сооружений применены мосты, поэтому мостовые переходы являются основным видом переходов через водотоки. Как правило, в состав мостового перехода входит один мост, перекрывающий русло реки. На реках с очень широким разливом за пределы русла во время подъёма уровня воды можно устраивать несколько мостов на одном переходе. Дополнительные мосты, располагаемые вне русла, называют пойменными.

Для обеспечения непрерывного проезда автомобилей или поездов при всех уровнях воды в водотоке мосты и подходы к ним устраивают незатопляемыми, высоководными. Только в отдельных случаях на временных и временно восстановленных путях сообщения или на автомобильных дорогах самых низких категорий, пересекающих значительные водотоки, допускается устройство низководных мостовых переходов, на которых подходы, а иногда и мосты затопляются высокими водами реки.

На мостовых переходах через судоходные реки, кроме постоянных мостов, иногда применяют разводные, движение по которым периодически прерывают на короткое время для пропуска судов. Разводные мосты строят чаще всего на приморских устьевых участках рек, куда могут заходить высокие морские суда, и в городах, где из-за необходимости устройства съездов с моста на городские улицы иногда нельзя обеспечить высоту моста, требуемую по условиям судоходства.

Мостовые переходы с наплавными мостами обеспечивают путь через водоток на протяжении значительной части года, но характеризуются перерывами движения по дороге во время осеннего и весеннего ледохода и в периоды малой толщины льда. После того как лёд достигнет толщины, необходимой для безопасного проезда транспортных средств, устраивают ледяные переправы, являющиеся заменой наплавных мостов на зимнее время. На судоходных реках наплавные мосты периодически не функционируют и в тёплое время года из-за вывода звеньев моста для пропуска судов. Наплавные мосты устраивают при пересечении широких многоводных рек, когда постройка моста на постоянных опорах, обеспечивающего круглогодичное непрерывное движение, ещё не требуется по интенсивности движения на дороге.

Если дорога проходит через акваторию устьевого морского порта, устройство обычного моста становится затруднительным. В этих условиях можно применить мост-трансбордер, представляющий собой лёгкую ферму, которая расположена на большой высоте, обеспечивающей беспрепятственный пропуск морских судов. По ферме передвигается тележка, к которой на тросах подвешена платформа, перевозящая грузы с одного берега на другой.

Мосты по длине делятся на три группы. Обычно мосты длиной до 25 м называют малыми, от 25 до 100 - средними, свыше 100 м - большими. К группе больших относят также мосты длиной менее 100 м, но с пролётами более 30 м.

Пролёты моста не всегда назначают одинаковыми. На судоходных реках в случае стабильного положения судового хода только часть пролётов приспосабливают для пропуска судов. Остальные пролёты могут быть устроены существенно меньшими. Наивыгоднейшую длину малых пролётов выбирают с надлежащим экономическим обоснованием.

Подводные тоннели сооружают при пересечении больших рек в городах, где невозможно поднять мост так высоко, как это требуется для судоходства, а также в тех случаях, когда устройство моста нежелательно по каким-либо специальным причинам. Они отличаются высокой стоимостью строительства по сравнению с другими видами искусственных сооружений, поэтому применение тоннельных переходов ограничено.

Паромные переправы применяются только на постоянных водотоках чаще всего как временные сооружения, действующие до постройки моста. Наибольшее распространение паромы получили на автомобильных дорогах местного значения. Значительно реже их применяют на железных дорогах, так как простой транспортных средств в ожидании очередного рейса парома недопустим при большой грузонапряженности. Во многих случаях паромные переправы действуют только часть года: на реках с ледоставом в работе переправ возникают перерывы в те же периоды, что и для наплавных мостов.

Подходы к паромным переправам устраивают чаще всего затопляемыми на все время разлива реки за пределы русла. Это ограничивает возможность использования паромов во время паводков.

Только в отдельных случаях подходы к причалам переправы устраивают незатопляемыми, когда нежелательны длительные перерывы в перевозке грузов по дороге.

Количество малых мостов, труб и других искусственных сооружений, возводимых при пересечении небольших постоянных и главным образом периодических водотоков на сети железных и автомобильных дорог, очень велико, однако стоимость каждого из них относительно мала, и поэтому суммарные затраты на их постройку незначительны. Размещение этих искусственных сооружений, объединяемых в одну категорию малых, всегда подчиняется трассированию дороги в связи с тем, что выбор наилучшего положения на местности для каждого малого моста или трубы может привести к значительному удлинению дороги, общему удорожанию ее строительства и возрастанию расходов на перевозки. Подчиняя расположение малого моста или трубы общему трассированию дороги, учитывают также, что в местах, недостаточно удобных по условиям пропуска воды, всегда имеется возможность значительного и относительно недорогого регулирования потока вплоть до устройства сплошного искусственного русла необходимого направления.

Стоимость строительства больших мостов и подходов к ним высокая и в сильной степени зависит от положения места перехода через реку. Поэтому места пересечений значительных постоянных водотоков являются пунктами, определяющими положение всей дороги на местности. Трассирование дороги на значительном протяжении у места перехода реки подчиняется при этом выбору оптимального места для строительства моста и подходов к нему.

Условия работы больших мостов значительно сложнее, чем малых искусственных сооружений, потому что они подвержены большей опасности повреждения водным потоком. В частности, это объясняется различной длительностью периодов напряжённой работы сооружений: малые искусственные сооружения интенсивно работают на пропуск воды всего несколько часов в год; большие мосты работают в условиях длительных паводков, продолжающихся неделями, а иногда и месяцами. Кроме того, речное русло подвижно и легко размывается, а создать искусственные укрепления под большими мостами практически невозможно, поэтому стеснение реки сооружениями мостового перехода приводит к обязательным размывам русла. В русле заложены опоры моста, которым угрожает подмыв, в связи с чем увеличение скорости течения под большим мостом по сравнению со скоростью нестесненного потока существенно ограничивается.

Гидравлические расчёты, выполняемые при назначении размеров больших мостов и малых искусственных сооружений, значительно разнятся: для малых мостов и труб ограничиваются в основном расчётом протекания водного потока в неразмываемом русле; для больших мостов выполняют прежде всего русловые расчёты, учитывающие движение как потока воды, так и потока наносов в размываемом русле с целью определения возможного понижения дна реки под мостом.

Малые искусственные сооружения отличаются от больших мостов и по приёмам гидрологических расчётов при проектировании. Для расчёта притока воды к малым мостам и трубам используют теоретико-эмпирические нормы стока, дающие возможность назначать водопропускную способность сооружений только со значительной погрешностью. Применение такого приёма расчёта объясняется отсутствием данных о непосредственных наблюдениях за стоком на малых водосборах, где строят малые мосты и трубы.

Для больших мостов эти приближенные расчёты недопустимы, так как применение норм, дающих значительную погрешность, может привести к повреждениям дорогостоящих сооружений или к ещё большему их удорожанию. Для определения притока воды к большим мостам применяют специальные методы гидрологических расчётов, связанные с длительными натурными наблюдениями за реками и использованием методов математической статистики.

При проектировании средних мостов применяются как те, так и другие приёмы гидрологических расчётов в зависимости от наличия натурных данных.

Основные положения проектирования мостовых переходов >>>>




© 2010-2014 ekspertiza-smet.ru. Копирование материала без письменного разрешения администрации сайта запрещено.

Privacy Policy