проверка смет - составление смет, экспертиза смет, проектно сметная документация

Нужно быстро проверить или составить смету в Астрахани? Подробнее....


Основные положения проектирования мостовых переходов

положения проектирования мостовых переходов

Мостовой переход является составной частью дороги, поэтому при его проектировании необходимо прежде всего учитывать основное требование - наилучшее обслуживание перевозок по дороге. Выбор места перехода реки должен быть подчинён этому требованию. Однако мостовой переход представляет собой комплекс сложных и дорогостоящих сооружений, затраты на постройку которых существенно зависят от места расположения перехода на реке. В связи с этим нередко оказывается необходимым, проводя дорогу через наиболее целесообразное место пересечения реки, отклонять трассу от наикратчайшего ее направления. Потери на перевозках, неизбежные в этих случаях, компенсируются экономией в строительстве и содержании мостового перехода.

Наилучшее место перехода практически всегда выбирают на основе вариантного проектирования. Чтобы сравнить варианты перехода и обоснованно выбрать наилучший из них, надо правильно назначить общие формы и генеральные размеры сооружений перехода и оценить объёмы строительных работ по всем вариантам. Необходимые генеральные размеры сооружений определяются условиями работы мостового перехода, различными для разных вариантов.

При выборе наилучшего места перехода необходимо учитывать весь комплекс характеристик того или иного участка реки, влияющих на стоимость строительства и эксплуатации сооружений.

К таким характеристикам относятся:

  • геологические условия, определяющие тип и глубину заложения мостовых опор;
  • топографические условия, определяющие объёмы работ по устройству подходов к мосту;
  • гидрологические условия, в частности ширина разлива и русла, изменчивость берегов русла, амплитуда изменения уровня и скорость течения воды, определяющие длину моста и объёмы работ по регулированию реки и защите пойменных насыпей;
  • ледовый режим, т.е. интенсивность ледохода, возможность образования ледяных заторов и зажоров шуги, навала на сооружения больших массивов льда, грозящих им повреждениями, особенно при прорыве заторов.

Сооружения мостовых переходов относятся к числу капитальных, срок службы которых исчисляется многими десятилетиями. В течение этого длительного периода времени условия, в которых работают сооружения, могут существенно меняться. Это объясняется, с одной стороны, непостоянством речного стока, а с другой - неизбежными русловыми преобразованиями.

Русловые изменения свойственны и рекам в свободном состоянии.

После постройки сооружений мостового перехода, стесняющих водоток, около них развиваются размывы, в большинстве случаев даже значительно более опасные, чем природные русловые преобразования. Поэтому основой для правильного назначения необходимых генеральных размеров сооружений мостового перехода, зависящих от условий их работы, являются прогнозы возможного притока воды к мосту и неизбежных русловых деформаций.

В практике эксплуатации автомобильных и железных дорог нарушение устойчивости сооружений, входящих в систему перехода через водоток, почти всегда происходит из-за неблагоприятного развития русловых деформаций, в результате которых подмываются основания опор мостов, разрушаются насыпи подходов, регуляционные и защитные сооружения.

Например, во время высокого паводка 1956 года под мостами через р. Друть произошли значительные русловые переформирования, в результате чего возникла угроза подмыва и обрушения опор нескольких мостов. Под одним из автодорожных мостов размывы достигли такого большого размера, что две промежуточные опоры потеряли устойчивость, и три пролётных строения обрушились. Это привело к перерыву в работе перехода на длительный срок. В связи с этим обоснованный и детальный прогноз русловых деформаций, являющихся основной причиной повреждений сооружений, имеет решающее значение для проектирования мостовых переходов.

Теория и методика прогноза максимального речного водного стока и русловых деформаций получили особенно существенное развитие в связи с крупным гидроэнергетическим и воднотранспортным строительством, развернувшимся в нашей стране в последние десятилетия. Сооружения мостовых переходов также относятся к гидротехническим. Естественно, что прогнозы стока и русловых деформаций являющиеся основой проектирования мостовых переходов, должны выполняться исходя из тех же теоретических, физически обоснованных предпосылок, которые плодотворно используются для проектирования других речных гидротехнических сооружений. Конечно, все специфические условия работы мостовых переходов должны быть учтены в конкретной методике гидрологических и русловых расчётов, разработанной для этой отрасли транспортного проектирования.

Для достижения основной цели - наилучшего обслуживания перевозок - необходимо прежде всего обеспечить непрерывность движения по дороге. Поэтому сооружения мостового перехода должны быть запроектированы и построены таким образом, чтобы оставаться устойчивыми и выполнять свои функции при любых условиях, которые могут возникнуть за длительный срок их службы. Иначе говоря, сооружения перехода должны прочно противостоять действию текущей воды и русловым деформациям, предвычисленным в прогнозах.

Выполнение этого положения, вытекающего из требований нормальной эксплуатации, требует соответствующих первоначальных капиталовложений, но приводит к минимальным ежегодным затратам на перевозки и содержание сооружений перехода и обеспечивает безопасность движения.

При проектировании переходов через водотоки не следует ориентироваться на снижение первоначальных капиталовложений за счёт уменьшения устойчивости сооружений и роста ежегодных расходов по их содержанию. Такие решения технически несовершенны и несопоставимы с другими вариантами, удовлетворяющими приведённому выше положению.

Эксплуатационные мероприятия по поддержанию сооружений в устойчивом состоянии обычно примитивны и малоэффективны. Поэтому, например, устройство мостовой опоры мелкого заложения с защитой ее от подмыва обсыпкой камнем во время разлива реки нельзя рассматривать как равноценное устройству опоры более глубокого заложения. Размывы у опор чаще всего происходят быстро, а для защиты опор от подмыва необходимы продолжительное время и наличие на мостовом переходе значительного числа рабочих и всех технических средств для выполнения защитных работ (материалов, механизмов, плавучих средств). Последнее всегда приводит к резкому увеличению стоимости этих работ в связи с чрезвычайно низкой степенью использования рабочей силы, машин и материалов при выполнении противоаварийных работ.

Кроме того, при работах по обеспечению устойчивости опор различными примитивными средствами оказывается необходимым ограничивать или даже полностью прекращать движение по мосту во время высоких паводков, что также влечёт за собой большие экономические потери. Во многих случаях выполнение во время паводков эксплуатационных работ, связанных с защитой сооружении мостовых переходов от повреждений, не было успешным, и мостовые переходы переставали функционировать на весьма длительные сроки.

Стоимость единицы длины подходов к мосту чаще всего значительно ниже стоимости единицы длины моста. Это обстоятельство побуждает стеснять реку при строительстве мостового перехода! Однако по мере увеличения стеснения реки русловые деформации и подтопление сооружений возрастают, условия работы сооружений резко ухудшаются, потребность в защитных мероприятиях увеличивается, эксплуатация перехода затрудняется, а при определённой степени стеснения становится невозможной. Отыскание оптимальной степени стеснения реки переходом, наивыгоднейшей по суммарным затратам на строительство и содержание сооружений, является существенной частью решения задачи по определению генеральных размеров сооружений для каждого варианта места пересечения реки.

При проектировании мостового перехода необходимо обеспечить достаточную его пропускную способность, определяемую шириной проезда по мосту или числом путей, и соответствующую грузоподъёмность всех сооружений. Для беспрепятственного пропуска автомобилей или поездов требуется соответствующее очертание продольного профиля и плана дороги при пересечении реки, в частности, в пределах подтопляемых подходов к мосту.

Определённые требования предъявляются к мостовому переходу с точки зрения беспрепятственного пропуска под мостом судов и плотов при заданных уровнях воды в реке. С целью учёта этих требований устанавливаются минимальные подмостовые габариты - длина, высота, число и размещение пролётов моста, предназначенных для пропуска судов и плотов, а также предельное приближение моста к речным портам и устойчивым перекатам, на которых судоходство затруднено. Ограничивается и стеснение судоходной реки подходами к мосту с тем, чтобы взводное буксирное судоходство и сплав трудно управляемых плотов оказались возможными и после постройки мостового перехода.

Наконец, мостовые переходы не должны вносить таких ухудшений в режим реки, которые могли бы неблагоприятно сказаться на работе отраслей народного хозяйства, связанных с использованием реки.

Основные транспортные сооружения мостовых переходов часто приходится защищать от чрезмерно развившихся размывов, сильных течений. Работы, проводимые с этой целью, объединяются общим названием - регулирование реки. При помощи регуляционных работ можно переместить размывы, локализовать их в местах, безопасных для основных транспортных сооружений мостового перехода, замедлить размывы, уменьшить их размер или отвести опасные течения от сооружений, которым угрожал размыв.

Регуляционные сооружения проектируют на основе изучения процесса русловых изменений, происходящих в результате постройки перехода.

Для решения перечисленных выше задач, возникающих при проектировании мостовых переходов, необходимо располагать обширными данными о режиме и местных условиях пересечения реки. Поэтому периоду проектирования должен предшествовать период изысканий - сбора материалов о водном стоке, топографических, грунтовых и геологических условиях по всем вариантам перехода, о ходе природных изменений речного русла. Полнота и тщательность изыскательских работ предопределяют качество проекта.

При установлении состава и объёма изыскательских работ требуется исходить непосредственно из методов проектирования общих форм и генеральных размеров сооружений. Если это требование будет нарушено, выполнение ряда проектных расчётов окажется невозможным или искусственно ограниченным. По мере развития методов проектирования мостовых переходов неизбежно изменение состава изыскательских работ.

Деление рек по типам питания >>>>




© 2010-2020 ekspertiza-smet.ru. Копирование материала без письменного разрешения администрации сайта запрещено.

Privacy Policy