проверка смет - составление смет, экспертиза смет, проектно сметная документация

Нужно быстро проверить или составить смету в Астрахани? Подробнее....


РОСТ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

рост проектных и изыскательских организаций

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОГО ДЕЛА

Проектные и изыскательские организации специализированы, как правило, по отраслевому принципу (народного хозяйства и промышленности), видам проектируемых предприятий, зданий, сооружений, а также по видам проектных и изыскательских работ. Почти все отраслевые промышленные министерства имеют свои институты по проектированию строительства, расширению и реконструкции предприятий.

В системе Госстроя СССР и госстроев союзных республик есть территориальные проектные и изыскательские организации, выполняющие работы по проектированию строительной части объектов, по привязке к месту строительства действующих типовых проектов. В ведении некоторых строительных министерств находятся проектные институты по разработке проектно-сметной документации для строительной индустрии.

За последние годы широкое развитие получили специализированные организации по разработке проектов производства работ (ППР) для предприятий, зданий, сооружений. Они входят в состав строительных министерств, ведомств, объединений, управлений, комбинатов, трестов. В системах Госстроя СССР, строительных министерств и ведомств имеется большая сеть специализированных научно-исследовательских и проектных институтов в области строительства, типового и экспериментального проектирования. К ним относятся: Научно-исследовательский институт строительных конструкций им. Кучеренко (НИИСК); Научно-исследовательский институт оснований и фундаментов; Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи в строительстве (ЦНИИОМТП); Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт автоматизированных систем в строительстве (ЦНИИПИАСС) и др.

С 1964 г. в системе Госстроя СССР и госстроев союзных республик действуют 43 территориальные проектные организации по промышленному проектированию (Промстройпроекты), методически подведомственные Главпромстройпроекту Госстроя СССР. Они осуществляют совместно со специализированными проектными институтами - Государственным проектным институтом по изысканиям и проектированию наружных водопроводов, канализации и гидротехнических сооружений (Союзводоканалпроект) Госстроя СССР, Всесоюзным проектным и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (ПромтрансНИИпроект) Госстроя СССР, Всесоюзным государственным проектным институтом по проектированию тепловых электростанций большой мощности, магистральных тепловых сетей (Теплоэлектропроект) Минэнерго СССР, Всесоюзным государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом по проектированию линий электропередачи и подстанций (Энергосетьпроскт) Минэнерго СССР, технологическими и градостроительными институтами министерств и ведомств - разработку схем генеральных планов строительства промышленных узлов и схем упорядочения застройки промышленных районов в городах и населенных пунктах, рассматривают и согласовывают задания на проектирование объектов производственного назначения, намечаемых к строительству в их территориальных районах.

Территориальные проектные организации

Кроме того, территориальные проектные организации проверяют в выборочном порядке проекты на строительство промышленных предприятий и объектов в части соответствия принятых в них решений заданиям на проектирование и утвержденным схемам генеральных планов промышленных узлов; принимают участие в работе комиссий по выбору площадок для строительства; контролируют выполнение решений, принятых в схемах генеральных планов промышленных узлов; участвуют в составлении технических условий на строительное проектирование предприятий, каталогов конструкций и изделий для строительства и т. п. Ежегодно территориальные проектные организации Госстроя СССР рассматривают около 5000 заданий на проектирование, участвуют в комиссиях по выбору 1200-1300 площадок для возведения промышленных объектов, проверяют 220-250 крупных проектов на строительство, разрабатывают 35-40 генеральных схем строительства промышленных узлов.

Определяющая роль в эффективном использовании капитальных вложений как в процессе осуществления строительства, так и в период освоения и эксплуатации готовых объектов принадлежит проектным и изыскательским организациям. Уже на стадиях предпроектных проработок и проектирования определяются и закладываются технико-экономические показатели и эффективность будущих производств, предприятий, комплексов и сооружений. При проектировании жилых домов, объектов культурно-бытового и коммунального назначения определяются жилищные условия и удобства трудящихся, что важно для обеспечения нормального отдыха и быта советских людей, удовлетворения и развития их духовных потребностей.

По проектам, разработанным советскими проектными и изыскательскими организациями, построены в нашей стране и за рубежом многие предприятия и сооружения промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и жилищно-гражданского назначения с высокими технико-экономическими показателями. Ежегодно ко Дню строителя присуждаются премии Совета Министров СССР за наиболее выдающиеся проекты планировки, застройки городов и населенных пунктов, строительство по этим проектам предприятий, получивших широкое общественное признание, отвечающих достижениям современной науки и техники, обеспечивающих высокоэффективную организацию труда и производства. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-сметного дела» было намечено проведение ряда мероприятий по совершенствованию проектирования, повышению качества проектов и роли сметы на строительство, расширению применения типовых проектов и прейскурантов на строительство зданий и сооружений, улучшению норм строительного и технологического проектирования, поднятию уровня предпроектных проработок и технико-экономических обоснований хозяйственной необходимости, целесообразности и эффективности намечаемого строительства и т. д.

За истекшие годы проделана большая работа по переработке строительных норм и правил, норм технологического и строительного проектирования, производственных, санитарно-технических и противопожарных норм, правил техники безопасности и охраны труда на производстве. Переработаны и изданы вновь на основе укрупнения показателей сборники единых районных единичных расценок (ЕРЕР) и большинство ценников на монтаж оборудования (ЦМО). Принята новая методика создания системы укрупненных сметных норм (УСН) в сметных нормах и ценах, введенных в действие с 1 января 1969 г. (издано более двухсот сборников УСН). Коренным образом переработаны почти все нормативно-инструктивные документы по проектированию, организации строительства и технологии производства строительно-монтажных работ. Целый ряд норм и правил вышел в свет впервые. В результате повысился технический и экономический уровень проектов. В них стали предусматриваться прогрессивные сборные конструкции и детали заводского изготовления, технологическое оборудование, поставляемое на строительные площадки крупными комплектными блоками и узлами, прогрессивные методы индустриального и скоростного возведения зданий и сооружений.

Все это привело к увеличению мощностей предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов и освоению выпуска новых видов эффективных строительных конструкций, деталей и материалов. Так, только за 1970-1975 гг. производство сборных железобетонных конструкций и деталей возросло по сравнению с 1969 г. на 40% (в том числе с предварительно напряженным армированием - в полтора раза), металлических конструкций заводского изготовления- соответственно на 50% и деревянных конструкций и деталей - на 22,2%. Увеличились объемы строительства из крупноразмерных элементов, узлов, панелей и блоков с полной сборностью несущих и ограждающих конструкций, которые в 1975 г. составили 18,9 млрд. руб., или 32,5% общего объема строительно-монтажных работ против 18% в 1969 г. В объемах, выполненных в 1975 г., на промышленное строительство приходится 10,3 млрд. руб., на сельское производственное строительство - 1,7 млрд., на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство - 6,9 млрд. руб.

Строительство жилых домов и объектов культурно-бытового назначения из крупных панелей индустриального заводского изготовления из года в год возрастало. Например, если в 1958 г. удельный вес крупнопанельного домостроения в общем объеме государственного и кооперативного жилищного строительства составлял 0,8%, в 1960 г. - 3,5, в 1965 г. - 29,6 в 1970 г. - 37,2, то в 1975 г. он достиг 45%. Широкое распространение получило новое индустриальное строительство жилых домов из объемных блоков с максимальной степенью внутренней и внешней отделки в заводских условиях. В 1975 г. введено в действие таких домов общей площадью 385 тыс. м2.

Повышение за годы девятой пятилетки уровня индустриализации, автоматизации, механизации строительного производства, внедрение прогрессивных методов организации и управления, концентрация капитальных вложений на наиболее важных объектах позволили сократить сроки строительства в 1975 г. в среднем по народному хозяйству более чем на одну треть по сравнению с 1970 г., в том числе предприятий производственного назначения - на 20,6% (с 6,8 до 5,4 года). Значительных результатов в этом добились строители химической промышленности, черной металлургии, машиностроения, бумажной и пищевой промышленности.

Однако, несмотря на сокращение за годы девятой пятилетки фактической продолжительности строительства предприятий производственного назначения, она еще превышает нормативную более чем в полтора раза (по стройкам цветной металлургии, тяжелого машиностроения, электротехнической промышленности, строительного и дорожного машиностроения, нефтяной, автомобильной, угольной промышленности и др.).

Сложившееся положение объясняется частично тем, что за истекший период было начато строительство ряда крупнейших предприятий и сооружений: тепловые электростанции мощностью 3­4,8 млн. кВт с турбогенераторами в 500-800 и 1200 тыс. кВт, Камский завод большегрузных автомобилей (КамАЗ) в г. Набережные Челны, заводы тяжелых тракторов для сельского хозяйства в гг. Харькове, Чебоксарах и др. Кроме того, проявилось влияние существенных недостатков. «В проектах зачастую не получают отражения передовые технологические процессы, меньше, чем необходимо, применяется высокопроизводительное оборудование и автоматизированные системы управления, прогрессивные объемно-планировочные решения и эффективные строительные конструкции, неправильно определяется сметная стоимость строительства. Объем проектной документации во многих случаях неоправданно велик. При выборе конструкций не всегда учитывается необходимость снижения материалоемкости, экономии материалов и прежде всего металла»1.

Установившаяся на протяжении многих лет практика разработки, рассмотрения, согласования и утверждения на различных этапах проектов и смет на строительство определила в итоге большой объем проектно-сметной документации, значительную продолжительность проектирования (до 36 месяцев), потенциальную возможность старения проектов еще до осуществления по ним строительства в полном объеме. Если учесть, что средняя продолжительность строительства объектов производственного назначения за счет централизованных капитальных вложений составляет 5,4 года и средняя нормативная продолжительность освоения производства да проектных показателей - 1,5 года, то становится очевидным, насколько длителен пока еще инвестиционный цикл (более 10 лет): проектирование -строительство- освоение производства. В результате высоких темпов развития научно-технического прогресса за это время происходят значительные качественные изменения в технологии, оборудовании и управлении, так что некоторые вновь введенные в действие предприятия оказываются морально устаревшими и малоэффективными, с низким уровнем производства.

Сокращение общего цикла создания новых и реконструкции действующих предприятий, производств и технологических линий - задача первостепенной важности для проектировщиков, строителей, застройщиков. Большое внимание должно быть уделено предпроектным проработкам, составлению технико-экономических обоснований (ТЭО) целесообразности, эффективности и хозяйственной необходимости намечаемого проектирования и строительства. Определенная роль принадлежит мероприятиям по сокращению сроков разработки, согласования проектов, уменьшения объемов проектной документации, а также по совмещению этапов проектирования и строительства.

Много критических замечаний было в адрес организаций и строек государственного надзора в связи с длительными задержками проектной документации на строительство, переданной им для рассмотрения и согласования. Поэтому в целях сокращения сроков разработки проектов Совет Министров СССР в сентябре 1975 г. установил, что проектная документация на строительство (расширение, реконструкцию), представляемая организациям и органам государственного надзора на согласование, должна быть рассмотрена в двухнедельный срок, а в случае разногласий - передана на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам, союзным или республиканским органам государственного надзора для принятия в недельный срок необходимого решения. При наличии разногласий между указанными инстанциями право окончательного решения передается соответственно Госстрою СССР или Госстрою союзной республики в течение недели после представления проектной документации.

Практика проектирования и строительства, внедрение новых методов выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, автоматизированных систем управления на базе электронно-вычислительных машин указывают на наличие значительных резервов в повышении качества проектов и эффективности капитальных вложений. На достижение этих целей направлены новые методы планирования и экономического стимулирования.

С 1971 г. ряд проектных и изыскательских организаций в порядке эксперимента перешел на новый порядок планирования и экономического стимулирования, и с каждым годом круг таких организаций расширяется. Так, если в 1971 г. эксперимент начинали 18 проектных институтов с филиалами, объем проектно-изыскательских работ которых составил 60 млн. руб. (3,4% от общего их объема по стране в целом), то в 1974 г. их стало уже 57 с объемом работ, равным 9,9%, а в 1975 г. - 168 проектных и изыскательских организаций (с филиалами) и объемом работ, достигшим 23,9%.

Анализ результатов деятельности этих организаций показывает, что они работают лучше, чем остальные организации, не переведенные на новые условия хозяйствования, как правило, в установленные сроки и досрочно заканчивают и сдают заказчикам проекты; выполняют планы прибыли и задания по росту производительности труда; расчеты с заказчиками осуществляют преимущественно после завершения разработки проектов на стройку или объект в целом. При этом экономическое стимулирование направлено на создание у коллективов проектных и изыскательских организаций заинтересованности в повышении качества разрабатываемой проектно-сметной документации. За отличное качество проектов, снижение сметной стоимости строительства и себестоимости продукции, сокращение сроков освоения проектных мощностей они получают от застройщиков и основной деятельности предприятий дополнительные средства к стоимости проектно-изыскательских работ, которые направляются в фонды экономического стимулирования сверх фондов, образованных за счет отчислений от прибыли.




© 2010-2020 ekspertiza-smet.ru. Копирование материала без письменного разрешения администрации сайта запрещено.

Privacy Policy